Немного о культе плодородия

Осень - время пожинать плоды и отмечать праздники, связанные с урожаем - отголоски древних культов плодородия. Культ плодородия тесно связан с природными ритмами жизни человека на земле, что находит отклик в подсознании современного человека, несмотря даже на его очевидную удаленность от сельского хозяйства и его циклов. В крупном городе понятие "сезонные овощи и фрукты" существует, но смысл его в том, что именно такие плоды вкусны и полезны, если сравнивать с привезенными из далеких стран, намертво упакованными в полиэтиленовую пленку. Их собирают незрелыми, обрабатывают воском для долгого хранения, и вкуса у них не бывает никакого. Вкуса нет, но прилавки ломятся, и купить в той же Москве арбуз в марте - не проблема. Тем не менее, арбузов больше всего хочется в августе-сентября, когда они живые, настоящие. А праздники, связанные с сельскохозяйственными циклами, на интуитивном уровне нам куда понятнее и ближе, чем множество искусственно созданных, никак не приживающихся в сознании, несмотря на вложенные в их пиар-кампании средства.

В поселке Ровное Саратовской области прошел на выходных арбузный карнавал. Традиционно хмыкнем, усомнившись в правильности словоупотребления. Никакой это, конечно, не карнавал, а праздник урожая. Но праздник урожая - тоже хорошо, особенно, если из него не пытаются сделать то, чем он не является. Связь таких праздников с карнавальной культурой очевидна (как очевидна связь темы материально-телесного низа с культом плодородия), однако, ставить знак равенства между совершенно приличным, нисколько не провокационным торжеством и карнавалом в его народно-культурном воплощении было бы в корне неверным.

Поэтому в поселке Ровное, будем говорить мы, состоялся арбузный фестиваль. Главным развлечением была выставка произведений в жанре карвинга. Цветы, корзины с фруктами, портреты, сказочные существа и даже панорама поселка Ровное - все это было вырезано из арбузов мастерами и мастерицами.

Издание "Комсомольская правда" разговаривало с авторами и привело слова одной из собеседниц:

"Это не сложно. Главное любить то, что делаешь. Когда под руками из простого продукта рождается произведение искусства, понимаешь, что испорченные десятки пробных арбузов того стоили".

Что ж, хочется сказать, не давая оценок самому явлению карвинга, что ж - тоже занятие. Портить арбузы, желая вырезать в итоге удачную розу. Но бережным отношением к плодам земли тут не пахнет. Что является главным отступлением от культа плодородия, потому что в его основе - благодарность природе за дары, страх перед ее гневом, желание умаслить духов и богов, чтобы в следующем году получить урожая не меньший, а то и больший. Делать из арбуза розу - означает оскорблять природу, заявляя, мол, роза красивее, роза у тебя получилась неплохо, а вот с арбузом ты, природа, подкачала. Но и на том спасибо, конечно, хороший материал для того, чтобы вырезать красивый цветок.

Это расстраивает. В карвинге есть нечто детское, но поскольку занимаются им взрослые, это не детская непосредственность, а, простите, неразвитость вкуса и бестактность в отношении природы. Прийти в гости, усесться пить чай с испеченным хозяйкой пирогом, внезапно вскинуться и побежать делать из пирога, допустим, панировочные сухари. С бестактности начинаются многие злодейства, но когда злодейств накапливается достаточное количество, бестактность начинает казаться чем-то безобидным в сравнении с ними. Парадокс, суть которого в нежелании видеть связь явлений между собой.

Но мода на карвинг преходящее явление. А памятник арбузу в поселке Ровное стоит. И это в культ плодородия, пусть стертый, потаенный, вписывается прекрасно.

Теги: Мясорубка
2 Сентября 2018

Возврат к списку