Лучший сценарий Хеллоуина

Хэллоуин в России – не меньше, чем Хэллоуин в западных странах, где он укоренен. Нет, не меньше, он просто другой. И нет смысла зацикливаться на атрибутах Хэллоуина: тыква не обязательна, trick-or-treating – вряд ли возможно, не поймут. У нас есть шанс написать собственный сценарий Хэллоуина, раз уж нам этот праздник, нравится, и мы не живем в какой-нибудь Америке, где все ходы прописаны предыдущими поколениями. Голоса противников заимствований любого рода слышны всегда, обращать на них внимание вряд ли стоит. Взаимопроникновение и взаимовлияние культур неизбежно, и это происходило всегда, просто в прежние времена обмен информацией шел в сотни, тысячи раз медленнее, так как коммуникации не были развиты так сильно. Если праздник Хэллоуин к нам все-таки пришел, мы должны его ассимилировать. Нет, должны – это плохое слово. Скажем иначе: почему бы нам не ассимилировать Хэллоуин, не сделать его нашим? Например, черпая вдохновение в литературе.

Позвольте мне быть субъективным и сразу же взбесить всех, кто имеет нечто не только против Хэллоуина, но и против американских писателей: самый лучший сценарий Хэллоуина – это глава «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери под названием «Эшер-II». Сюжет вкратце таков: цензура запретила любое нереалистическое искусство. Сказки, фантастика, рассказы Эдгара По – все сгорело в огне Большого костра.

«Всякий человек, говорили они, обязан смотреть в лицо действительности. Видеть только сиюминутное! Все, что не попадало в эту категорию – прочь. Прекрасные литературные вымыслы, полет фантазии – бей влет. И вот воскресным утром, сорок три года назад, в 1975 году их поставили к библиотечной стенке: Санта-Клауса и Всадника без головы, Белоснежку, и Домового, и Матушку-Гусыню – все в голос рыдали! – и расстреляли их, потом сожгли бумажные замки и царевен-лягушек, старых королей и всех, кто «с тех пор зажил счастливоя» (в самом деле, о ком можно сказать, что он с тех пор зажил счастливо!), и Некогда превратилось в Никогда! И они развеяли по ветру прах Заколдованного Рикши вместе с черепками Страны Оз, изрубили Глинду Добрую и Озму, разложили Многоцветку в спектроскопе, а Джека Тыквенную Голову подали к столу на Балу Биологов! Гороховый Стручок зачах в бюрократических зарослях! Спящая Красавица была разбужена поцелуем научного работника и испустила дух, когда он вонзил в нее медицинский шприц. Алису они заставили выпить из бутылки нечто такое, от чего она стала такой крохотной, что уже не могла больше кричать: «чем дальше, тем любопытственнее!» Волшебное Зеркало они одним ударом молота разбили вдребезги, и пропали все Красные Короли и Устрицы!»

Люди, мозги которых безнадежно запудрены пропагандой, слепо доверяют ей и даже не пытаются прочитать запрещенные книги, чтобы составить собственное мнение о них. Герой рассказа, мистер Стендаль, строит на Марсе Дом Эшеров, власти пытаются запретить ему это, но он обманом получает от них двадцать четыре часа после завершения строительных работ и до сноса здания. Все ключевые фигуры истеблишмента оказываются в числе приглашенных на странный бал, задуманный Стендалем: каждый из них получает при входе костюм и отправляется переодеваться. Всех ждет смерть – литературная смерть, сценарий которой прописан у Эдгара По.

«Знаете, почему я так поступил с вами? Потому что вы сожгли книги мистера По, даже не прочитав их как следует. Положились на слова других людей, что надо их сжечь. Иначе вы сразу, как только мы пришли сюда, догадались бы, что я задумал. Неведение пагубно, мистер Гаррет», говорит Стендаль перед тем, как убить мистера Гаррета, инспектора из Управления нравственного климата.

Гости намеренно введены в заблуждение: у каждого из них есть двойник, робот, одетый в такой же костюм. Они с неподдельным, нездоровым интересом наблюдают смерть друг друга, уверенные, что это всего лишь шутка, забава:

- Что сейчас случилось, какой ужас! На моих глазах обезьяна задушила мисс Блант и затолкала ее в дымоход!

Они заглянули в трубу и увидели свисающие вниз длинные желтые волосы. Гаррет вскрикнул.

– Ужасно! – причитала мисс Поуп. Вдруг она осеклась. Захлопала глазами и повернулась: – Мисс Блант!
– Да. – Мисс Блант стояла рядом с ней.
– Но я только что видела вас в каминной трубе!
– Нет, – рассмеялась мисс Блант. – Это был робот, моя копия. Искусная репродукция!
– Но, но...
– Утрите слезы, милочка. Я жива-здорова. Разрешите мне взглянуть на себя. Так вот где я! Да, в дымоходе, как вы и сказали. Потешно, не правда ли?
Мисс Блант удалилась, смеясь.

Однако Стендаль расправился с живыми людьми, роботы были лишь прикрытием.

Нет, я вовсе не предлагаю вам следовать его примеру и убивать гостей в рамках Хэллоуинской вечеринки. Но идею Брэдбери можно взять на вооружение: она совершенно в духе страшного праздника, и, страшно сказать, она очень современна.

Некоторый антиутопизм, свойственный Брэдбери, никогда не бывает скучным, потому что автору не свойственна дидактичность. Рассказ «Эшер-II» – трагический, в нем нет никакой победы светлого начала над темным. Он жестокий, отчаянный и безнадежный. То, что доктор прописал для Хэллоуина! И никто не обвинит вас в легкомыслии, тема-то поднята серьезная.

9 Сентября 2018

Возврат к списку