Хеллоуин и Ночь попрошаек (Beggars` Night)

Отношение к попрошайничеству в нашем обществе двоякое – с одной стороны, попрошаек не любят. Потому что они, в большинстве своем, чумазые, грязные, неприятно пахнущие подозрительные личности, взывающие к совести и вызывающие раздражение. Иногда – увечные, что еще тревожнее, потому что все мы слышали об умении профессиональных нищих волшебным образом втягивать конечности в рукава и штанины с целью обмануть нас, чистеньких, добрых и сердобольных. Вытянуть из нашего кармана свеженькую, хрустящую десятку или несколько монет достоинством один, два, пять рублей и зловеще ухмыльнуться нам, наивным, вслед. С другой стороны, традиции странничества и святой бедности, скорее почившие, чем актуальные, известные современному человеку больше из литературы, чем из реальной жизни, несколько меняют угол зрения. Попрошайка, омерзительный на вид, может быть ловушкой, проверкой на вшивость, как в сказке про аленький цветочек, где девушка сначала должна была полюбить гадкое чудовище, а потом уже получить приз в виде превращения его в прекрасного юношу. Еще напрашивается пример из сказки «Морозко», где на издевательский вопрос «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?»  главная героиня стоически отвечала, что ей тепло, будучи, однако готовой в ту же минуту замерзнуть насмерть. Не подал нищему, потому что не жалко и противно, значит, не сдал экзамен на звание доброго человека, христианина, наконец. Некоторые этого боятся и, превозмогая отвращение, подают. Швыряют даже, едва сдерживаясь.

В принципе, не имеет значения, каковы причины попрошайки и мотивы подающего. Человеку нужно, он просит, ему дают. Оставим за скобками чувства по этому поводу с обеих сторон, главное, что он не умрет с голоду или от неизлечимого похмелья. Люди, страстно рассуждающие о том, что подавать нищим не следует, потому что таким образом вы спонсируете паразитический образ жизни, в чем-то правы, но их позиция слишком принципиальная, чтобы быть человечной. Они, не глядя, зарекаются от сумы, тогда как народная мудрость предостерегает: не стоит этого делать. «Я никогда не окажусь на его месте», так они считают, а ведь самое большое, что можно сказать и не насмешить высшие силы, это «сделаю все, что от меня зависит, чтобы не оказаться на его месте». А там уж – никто не знает, как жизнь повернется.

Нет, все это неправильно. Никто не обязан давать деньги незнакомым людям, и не стоит тешить себя иллюзией, что вы можете разобраться в чужой ситуации, играючи определить, есть ли у данного конкретного попрошайки моральное право попрошайничать, или на нем можно пахать, а он, ленивая скотина, дармоед, уклоняется. Не все очевидно, и тот, кто считает иначе, слишком много на себя берет. Система работает иначе: вот сидит человек, не важно, почему, просит о помощи. Это унижение, на которое он по каким-то своим причинам идет, и не нам судить его. Хочешь – помоги, а не хочешь – пройди мимо, все очень просто.

При таком болезненном восприятии попрошаек вряд ли в нашей стране могла бы прижиться традиция клянчить сладости на Хеллоуин, принятая в Америке, Канаде,  Британии, Ирландии и Мексике, а в последние годы приобретающая все большую популярность даже и в Австралии с Новой Зеландией. Называется эта забава «trick-or-treat», то бишь, это не просто попрошайничество, а еще и шантаж. Переодетые в хеллоуинские костюмы дети, иногда в сопровождении взрослых, ходят по домам или квартирам соседей, угрожая и требуя угощения. Обычно американцы делают к празднику закупки конфет и прочих сладостей заблаговременно, чтобы не попасть в дурацкое положение. Не все, конечно, относятся к этому занятию благосклонно, но традиция живет и не думает чахнуть, напротив, укрепляясь все больше с течением времени. Особенно, надо думать, нравится происходящее стоматологам, любители конспирологических теорий даже, наверное, подозревают, что сладкий Хеллоуин проплачен лобби дантистов. За несколько дней празднования сорвавшиеся с цепи дети сгрызают столько конфет, что визит к врачу вышеозначенной специализации может оказаться не только не лишним, но и необходимым.

Забавно, но в некоторых штатах отдельно существует Хеллоуин, и отдельно – Ночь попрошаек, Beggars` night. Такое разграничение есть в Айове, Массачусетсе, Огайо. Тогда как дата Хеллоуина остается неизменной, 31 октября, Beggars` night назначается указом местных властей на один из дней до кануна Дня всех святых. Как объясняет шериф Спрингфилда Джин Келли, осенью обычно бывает очень много разнообразных мероприятий, и дело властей – распределить их лучшим образом, ко всеобщему удовольствию. Иногда случается, что Ночь попрошаек совпадает с Хеллоуином, как случилось в этом году в Огайо. Но это чистой воды совпадение, уверяет нас все тот же шериф Келли, нет никаких намеков на слияние Хеллоуина и Beggars` night. Местные традиции, какими бы странными они не казались чужакам, в США блюдут очень ревностно.

Конечно, между забава «trick-or-treat» на Хеллоуин и нищими, просящими милостыню в переходе метро, огромная пропасть. Казалось бы, оборванец неприятнее чистенького ребенка в купленном родителями специально для Хеллоуина костюме. Но парадокс заключается в том, что любой просящий назойлив и раздражающ, и если тому, кто просит на жизнь, еще можно эту назойливость и бесцеремонность простить – цель оправдывает средства, то поведения участника глупого развлечения не оправдывает ничто. Поэтому традиция «trick-or-treat» может существовать только в очень толерантном обществе. Да, да, это может показаться неверным или смешным, но сначала мы должны принять вонючих нищих, разевающих пасть на заработанный нами кусок хлеба, и только потом – крикливых чужих детей, претендующих на наши конфеты.

24 Августа 2018

Возврат к списку