Форменное 1 сентября

Большинство существующих праздников почему-то особой радости не приносят. Даже если их и отмечаешь, например, по производственной необходимости, с коллегами, эмоций все равно ноль. Выглядит это так: черт, на неделе же День скалолаза, а у нас Иван Николаевич – альпинист, будет проставляться. Иван Николаевич действительно проставляется, коллектив ест и пьет, но никто не ощущает приятного волнения ни в преддверии, ни в процессе. Поели, поговорили, и баста. Это в лучшем случае, а в худшем праздник – это еще и дополнительные проблемы: купить, придумать, задержаться на работе.

Но есть праздник, по поводу которого «громко плачут зверь и пташка», 1 сентября, День знаний. Первоклассники, конечно, праздник этот ощущают, а вот что касается остальных детей и взрослых, чья жизнь завязана на школьном цикле, тут все гораздо сложнее. Начало учебного года дается тяжело как ученикам, так и учителям, и настроения праздновать нет ни у кого. Но одни заваливают других букетами, все шумно, суматошно, все нарядные. Чей-то папа, наверное, даже получает индульгенцию на «выпить в честь 1 сентября». Но вообще-то 1 сентября знаменует начало бесконечного, как кажется в детстве, учения, светлыми пятнами в котором могут быть признаны выходные и каникулы. Чему же тут радоваться?

В прежние времена, когда школьная форма была общей для всех, вопрос «Что надеть на 1 сентября» актуальным не являлся. Ясно, что надеть: парадный вариант формы, никаких вопросов. Потом форму отменили, и выпало школьникам на долю некоторое количество свободных лет, когда 1 сентября можно было одеться нарядно, но не по-своему, немного приличнее, чем в обычные дни, но не скучно. Времена снова изменились, и теперь в огромном количестве школ форма в той или иной разновидности и степени присутствует. И если ее ношение и не является целиком и полностью обязательным, 1 сентября в школе предпочтительно появиться именно в форме.

Однако проблема отцов и детей здесь делает интересный кульбит. Поколению, которое сейчас в массовом порядке ведет девочек и мальчиков в младшие классы, как раз и случилось взрослеть во времена отмены формы и обретения относительной свободы. Сегодняшние тридцатилетние шли в первый класс в форме, а заканчивали школу, одеваясь кто во что горазд. Перелом произошел при их непосредственном участии, и когда пала ненавистная форма, казалось, пути назад нет. Поэтому многие сейчас не могут смириться с необходимостью запихивать в форму собственных детей-школьников. А дети-школьники, не пережившие несвободу формы и борьбу за ее падение, не понимают, в чем проблема. Им форма даже нравится, потому что это признак взрослости, принадлежности к касте учеников, что в первом классе кажется престижным. Родители разводят руками в недоумении: дети кажутся им большими консерваторами, чем они сами. И это коробит.

На самом деле, взросление, становление и формирование личности происходит как в случае ношения формы, так и случае ее отсутствия. Форма не облегчает жизни детям, скорее, усложняет: арифметическое равенство – враг равенства возможностей. Но трудности можно преодолеть, и в них нет ничего фатального. Существует только одна действительно серьезная проблема, связанная с ношением формы: человек с детства привыкает к несвободе, подчинению чужой воле даже в таком частном вопросе, как одежда. Для него нормально – позволять другим решать за него, что ему и когда надеть. Для государства это очень хорошо, а вот для гражданина – вряд ли.


22 Августа 2018

Возврат к списку